Хранители холода. Конструкции рефрижераторов

27.06.2016

Павел ГАМАНЬКОВ, фото Дмитрия ГЛАДКОГО и Сергея ЛИПСКОГО

Грузовые перевозки скоропортящихся продуктов — довольно прибыльный бизнес. Начинающих предпринимателей чаще всего привлекают расценки на доставку «скоропорта», которые на порядок выше, чем на другие виды грузов. Но и ответственности при перевозке продуктов питания гораздо больше, чем при работе с промышленными грузами. Поэтому, прежде чем покупать «реф», необходимо внимательно изучить теоретическую часть.

Знакомые нам бытовые домашние холодильники ломаются очень редко и часто отличаются разве что названием и размером камеры хранения. Но автомобильные рефрижераторы устроены более замысловато и могут существенно разниться по конструкции и принципу действия.

Если быть точным, то рефрижератор — это не сам холодильник, а специальный фургон (реже контейнер), оборудованный холодильной установкой. Диапазон регулирования температур автомобильных рефрижераторов от +5 до -30° Цельсия.

Типология

В целом, автомобильные холодильные установки можно разделить на четыре типа — с прямым приводом от двигателя автомобиля, с приводом от автономного двигателя, с электродвигателем и аккумуляторами холода (эвтектикой). Отдельный вид перевозок скоропортящихся грузов, который также нельзя обойти стороной, — работа с изотермическими кузовами без холодильных установок.

Рефрижераторы с приводом от двигателя автомобиля чаще всего устанавливаются на грузовики без прицепа с небольшим внутренним объемом фургона. Привод может быть как от самого двигателя, так и от генератора, который питает электродвигатель холодильной установки.

«Каблучок» - рефрижератор

Бюджетный способ превратить «Каблучок» в рефрижератор. На крыше Peugeot Partner смонтирована итальянская малогабаритная холодильная установка Zanotti

Среднетоннажный рефрижераторный фургон

Среднетоннажные рефрижераторные фургоны один из самых востребованных классов техники для внутригородской дистрибуции «скоропорта»

Тягачи с изотермическими полуприцепами чаще всего комплектуют холодильными установками с собственным дизельным или бензиновым двигателями. Такая конструкция позволяет поддерживать заданную температуру в фургонах большого объема. Кроме этого, такая холодильная камера может долгое время работать автономно, без «поддержки» тягача.

Стена

На сегодняшний день существует огромное количество вариантов изготовления бескаркасных стенок, потолка и пола изотермических фургонов. Кузова такого типа собирают из так называемых «сэндвич-панелей». Они различаются количеством слоев. Каждый крупный производитель, стремясь привлечь клиента, пытается привнести в конструкцию собственные ноу-хау. Но общая суть от этого не меняется — рефрижераторная надстройка собирается из листов высокопрочного пластика, в промежуток между которыми заливают теплоизоляционную пену (пенополиуретан или экструдированный пенополистирол). Эти материалы не теряют своих свойств в течение большого количества лет. Но не стоит путать экструдированный пенополистирол (ППС) с отечественным пенопластом (ПСБ), который также иногда называют пенополистиролом.

Если не брать в расчет «специальные лаки», «технологии соединения склеиванием без заклепок» и другие фирменные «навороты», то качество изотермы зависит в первую очередь от количества слоев и толщины стенок.

Начинка блока управления современной автомобильной холодильной установки

Начинка блока управления современной автомобильной холодильной установки напоминает внутренности компьютера. По сути это и есть компьютер

Регистратор температурных режимов

Регистратор температурных режимов. Устройство, по смыслу напоминающее тахограф, только для транспортного холодильника. На снимке блок CargoPrint от ThermoKing

Качественный уплотнитель запоров дверей

Качество уплотнителей, запоров, дверей и дверных петель — важная составляющая любой рефрижераторной надстройки

Не менее важный элемент конструкции — напольное покрытие кузова. Основные теплопотери рефрижератора приходятся на неправильно оборудованный пол фургона. Желательно, чтобы рефрижератор имел алюминиевое «дно». Такое покрытие значительно повышает стоимость конструкции, зато имеет неоспоримые преимущества в сравнении с фанерным или резиновым напольным покрытием.

В алюминии практически не образуются микротрещины, а значит, в напольном покрытии не будут скапливаться частицы перевозимых продуктов. Такой пол проще чистить, поэтому в фургонах с алюминиевым покрытием отсутствуют неприятные запахи гниения.

Полезный холод

Работа со скоропортящимися грузами — интересный и прибыльный вид автомобильных перевозок. Но и степень ответственности здесь высокая, «скоропорт» не прощает ошибок. Поэтому в конструкции рефрижераторов не бывает мелочей.

Как это работает?

Принцип работы автомобильных холодильных установок достаточно прост и основан на процессе поглощения или выделения тепла. В замкнутой системе под давлением циркулирует хладагент (фреон). При помощи компрессора газообразный фреон с низким давлением (около 2 атм.) сжимается до 15-18 атм. и через внутренний клапан направляется в конденсатор. Под давлением температура хладагента увеличивается. В конденсаторе фреон отдает тепло во внешнюю среду и конденсируется, то есть превращается в жидкость.

Далее жидкий фреон попадает в ресивер-влагоотделитель, который является резервуаром для жидкого хладагента. После него фреон попадает в терморегулирующий вентиль, где за счет резкого снижения давления происходит кипение и испарение жидкости при температуре порядка -35° Цельсия. Процесс испарения жидкого хладагента в испарителе сопровождается поглощением тепла, которое отбирается от проходящего через испаритель воздушного потока. Воздух, находящийся в фургоне, продувается через испаритель и охлаждается. Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на испарителе, либо сливается по дренажным трубкам во внешнюю среду.

Далее газообразный хладагент опять попадает в компрессор, где снова сжимается и нагревается. С этого момент цикл повторяется.

Алексей Пивоваров

Алексей Пивоваров,руководитель отдела продаж компании «РефТранс»

В связи с ужесточением европейских норм F-GAZ по выбросам фреонов в атмосферу, в ближайшие годы планируется запрет фреонов R404 и R134 и переход на природный газ или аммиачные смеси,что непосредственно приведет к технологическим изменениям и совершенствованию всех существующих на сегодняшний день холодильно-отопительных агрегатов. Мировые производители холодильного оборудования не первый год работают в этом направлении и готовы к изменениям европейских норм.

Рефрижераторные установки станут менее шумными также из-за ужесточения правил по городским развозкам в ночное время. Разрешенный уровень шума в ночное время не более 65 Db. Будущее за агрегатами без ременных передач — полностью электронных. Это агрегаты Vector. Изменятся системы контроля за перевозками — появятся более современные комплексы, способные управлять температурой перевозки на любом расстоянии, оснащенные функциями искусственного интеллекта, освобождающие водителя от необходимости взаимодействовать с агрегатом, что позволит безусловно повысить безопасность на дорогах.